Телефон:
78-42-54
Адрес:
185035, г. Петрозаводск, ул. Свердлова,11

Профессиональный стандарт

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

 

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, а

Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

 

 Введение профстандартов для педагогов позволит решить сразу несколько вопросов:

  •  Точно определить, какую именно квалификацию должен иметь педагог.
  • Обеспечить нужную подготовку будущих работников этой области.
  •  Уведомить педагогов о требованиях, которые будут к ним применяться.
  • Привлечь самих учителей, воспитателей и преподавателей к повышению уровня образования в России.

Профессиональный стандарт педагога — основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций педагога

В целом, профессиональный стандарт педагогических работников является документом, от которого зависит:

  •  возможность конкретного человека работать в педагогической сфере;
  •  размер оплаты труда;
  •  порядок исчисления стажа;
  •  определение размера пенсии;
  • планирование карьеры педагогического работника.

Профстандарт является рамочным документом и при необходимости дополняется требованиями, утвержденными в регионах с учетом местных особенностей.   

Кроме того, внутренние стандарты учреждения образования тоже могут содержать дополнительные требования к педагогическому работнику.

 

 

Профессиональный стандарт педагога разработан на основе «Макета профессионального стандарта», поэтому при знакомстве с ним его форма может показаться непривычной для педработников.

 

Профстандарт воспитателя в детском саду включает в себя следующие структурные части:

 

 

 

  •      Общие сведения о стандарте

В этом разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности относитсяпрофстандарт педагога дошкольного образования, какие коды ОКЗ и ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно отметить, что попрофстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель». К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателям относится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования).

 

  •  Функциональная карта

Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно кпрофессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции:

  • обучения;

  • воспитания;

  • развития.

 

 Характеристика функций

В этой части профстандарта педагога ДОУ функции, упомянутые в функциональной карте, подробно характеризуются. Кроме того, здесь устанавливаются официальные названия для должностей («воспитатель»,«педагог») и т. д., требования к образованию и другие квалификационные условия.

 

 

 

 

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога?

·        Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.

·        Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

·        Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.

·       Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.

·        Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

 

Проще говоря, в первую очередь он потребуется при приеме на работу на должность «педагог». Далее данный «эталон» поможет экспертам оценить работу аттестуемого педагога. С помощью стандарта можно выявлять квалификацию педагога, необходимую для качественного воспитания и обучения. Учитывая те критерии, которые содержатся в данном документе, возможно обеспечение необходимой профессиональной подготовкой педагогов для высокой результативности труда. Стандарт поможет педагогу иметь представление о тех требованиях, которые к нему предъявляются работодателем.

 

 

Как мы с вами знаем, новый (ФГОС)стандарт дошкольного образования предъявляет требования не только к содержанию образования, к его результатам, но и, самое главное отличие от ФГТ, к условиям реализации образовательного процесса. В плане внедрения ФГОС ДО особое внимание уделено кадровому обеспечению и подготовкепедагогов дошкольного образования. А вот основные требования к педагогамопределены в тексте Профессионального стандарта педагога.

 

 

 

Какова же связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС   профстандарту?

 

К педработникам ДОУ (воспитателямпедагогам и т. д.) сейчас применяется 2 вида стандартовФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ; профстандарт, утвержденный Минтруда РФ. Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферамФГОС касается образовательных учреждений в целом, апрофессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того, ФГОС уже действует, апрофстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2017 года.

Тем не менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой тесно связаны. Дело в том, что с 2017 года, когда вступят в силу профстандарты для педагогических работниковФГОС должны будут разрабатываться с учетом заложенных в профстандарте требований.

 

Профстандарт для педагога ДОУ, подлежащий введению в 2017 году, должен стать новым и эффективным способом упорядочения работы детских садов и других дошкольных учреждений, повысить эффективностьвоспитательной и образовательной деятельности в них, а также добиться большей компетентности от работников.